https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/issue/feed Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» 2024-04-10T04:38:21+00:00 Кемешова А.М. a_kemeshova@mail.ru Open Journal Systems <p>Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика»</p> https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/286 РОЛЬ КАЗАХСКИХ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 2024-04-09T13:44:28+00:00 Ибатова Г.Б., Қораш Ә.Е. a_kemeshova@mail.ru <p>В статье представлены сущность и компонентный состав языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а также определена роль казахских сказок в формировании языковой компетентности.<br>Дети с общим недоразвитием речи имеют низкое развитие общения с другими людьми, а также низкий уровень самооценки. Овладение речевыми навыками у детей с общим недоразвитием речи затруднено, что обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития речи у дошкольников. Несмотря на то, что достаточно большая часть исследований в логопедии посвящена проблемам развития речи у детей с общим недоразвитием речи, данная тема остается очень актуальной, так как развитие языковой компетентности у дошкольников является одним из наиболее сложных видов.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/287 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ И АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 2024-04-09T13:49:13+00:00 Б.А.Сабденова,Д.С.Қабылбаева boken_888@mail.ru <p>В статье представлен теоретический анализ мнений и взглядов отечественных и зарубежных ученых, изучавших пути развития навыков произношения и анализа звуков у дошкольников 5-6 лет с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи. Обзор особенностей навыков простого и сложного звукового анализа в онтогенезе детей дошкольного возраста, а также нерешенных проблем. В статье выявлены и показаны эффективные способы предотвращения этих ошибок. Определив актуальность темы, были систематизированы основные пути развития, а также сделан обзор хода работы.<br>Ребенок 5-6 лет дошкольного возраста должен уметь произносить звуки полностью, иметь достаточный словарный запас, уметь грамматически правильно составлять предложения. Однако процесс овладения языком не у всех одинаков, существуют искажения, препятствующие развитию речи.<br>Состояние фонематического развития ребенка влияет на приобретение навыков анализа звука. Дифференциация фонем в устной речи приводит к замене и смешению звуков. Это мешает освоить навыки анализа и обобщения звукового состава слов.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/288 ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 2024-04-09T13:55:26+00:00 Рсалдинова А.К., Мурзалинова-Яковлева С.О. a_kemeshova@mail.ru <p>В статье отражена способы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Звуко-слоговой анализ является целым отрезком из множества звеньев, составляющих базу для формирования полноценной, грамотной устной и письменной речи. Сформированность языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста является важным аспектом изучения, так как дизонтогенез различных его составляющих, выступает в роли механизма специфических речевых расстройств.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/289 ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2024-04-09T14:01:44+00:00 А.Ж.Калыкбаева, А.Б.Сарыбаева boken_888@mail.ru <p>Возрастают требования к научности и эффективности исследований, позволяющих решить такую важную проблему в образовании, как развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов с целью предупреждения неуспеваемости, особенно у детей с задержкой психического развития. Успешное развитие этой проблемы требует углубленной психолого-педагогической проработки вопросов, касающихся создания оптимальных условий для максимального использования потенциальных возможностей ребенка.<br>По данным научных исследований и педагогической практики число учащихся, нуждающихся особом внимании к себе специалистов в настоящее время велико. Причиной данного явления выступает политическая дестабилизация всего общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экономических, экологических и гигиенических условий. В результате возрастает численность учащихся с задержкой психического развития.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/282 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 2024-04-09T13:15:38+00:00 Абаева Г.А., Аязбаева А. a_kemeshova@mail.ru <p>В статье отражена способы формирования навыков общения у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью с окружающими людьми в различных социально-бытовых условиях. Трудности формирования навыков общения, которые испытывают у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств. Анализ теории и практики формирования навыков общения свидетельствует о его существенных недостатках. В меньшей степени уделяется внимание рассмотрению педагогических условий и путей формирования навыков общения при наличии индивидуального развития.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/283 РАБОТА НАД СОНОРНЫМИ ЗВУКАМИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 2024-04-09T13:23:47+00:00 Байдильдинов Т.Ж., Бактореева Р.Б a_kemeshova@mail.ru <p>В статье рассматривается важность своевременной и эффективной коррекции нарушений произношения. Неправильное звукопроизношение, которое так же до сих пор называют косноязычием, является одним из самых частых нарушений речи</p> <p>Рассмотрены особенности произношения слабослышащих детей младшего школьного возраста, а также инновационные подходы, которые можно использовать на частных занятиях для коррекции речевых нарушений слабослышащих детей. В современном мире жизнь не стоит на месте, общество развивается с каждым днем. Важность работы заключается в повышении эффективности коррекционно-развивающей работы по исправлению нарушений произносительной стороны речи, в частности по постановке и автоматизации сонорных звуков у слабослышащих учащихся начальных классов посредством применения авторских игр и приемов, а также инновационных подходов.<br>Ключевые слова: речевые нарушения, коррекция речевых нарушений, инновационные методы, применение инновационных методов коррекции речевых нарушений.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/284 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В РАБОТЕ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2024-04-09T13:32:24+00:00 Рсалдинова А.К., Бейсенбек А.Т a_kemeshova@mail.ru <p>Мақалада логоритмикалық жаттығулар негізінде мектеп жасына дейінгі балалармен түзету жұмыстарының сипаттамасы келтірілген мектеп жасына дейінгі сөйлеу тілі жалпы дамымаған (ІІІ деңгей) балалардың дыбыстық айтылымын түзету үшін логоритмикалық жаттығуларды қолдану негіздемесі жасалды, түзетудің әр кезеңіндегі жұмыс қарастырылды және түзетудің әдістемелік құралдары ұсынылды. Бағдарламаның тиімділігін негіздеу ретінде логопедиялық жұмыстың нәтижелеріне сапалық және сандық талдау ұсынылды.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/285 СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2024-04-09T13:37:58+00:00 Сабденова Б.А., Бекібаева Ә.Р boken_888@mail.ru <p>В данной статье рассматриваются особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Также показана актуальность учета особенностей связной речи в коррекционной работе и процесса совместного обучения детей с нормально развитой речью и нарушениями речи.</p> <p>В статье автор остановился на проблеме недоразвития речи ребенка, переступившего порог современной школы, не сформированности связной речи. Проведен анализ работ ученых, рассматривавших вопросы развития связной речи в нормальных и патологических условиях.&nbsp; Кроме того, описаны определения связной речи, ее виды, значение для ребенка, посещающего школу, и развитие в нормальном онтогенезе. Рассмотрены взаимосвязь высших психических функций с речью и патологии, возникающие в результате расстройства.</p> <p>Что касается заключительной части, то здесь описана картина состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи на первом, втором, третьем уровнях. На втором уровне общего недоразвития речь идет о речи ребенка, возникающих в ней трудностях, навыках связной речи и звукопроизношения. На третьем уровне общего недоразвития речи выявлены особенности диалогической, монологической связной речи ребенка, трудности в составлении текста, изложении через сюжетные картинки.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/278 СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2024-04-09T11:30:43+00:00 Байтурсынова А.А.,Калышева Д. Ғ. dina08254@gmail.com <p>В данной статье рассматривается роль сенсорной интеграции в активизации речи у детей с расстройством аутического спектра. Расстройство аутического спектра характеризуется нарушениями в области социального взаимодействия, коммуникации и поведения. Одним из основных симптомов этого расстройства является задержка или отклонение в развитии речи.</p> <p>Статья основана на обзоре научных исследований и практического опыта, показывающих, что использование методов сенсорной интеграции может способствовать активизации речи у детей с расстройством аутического спектра.</p> <p>Статья подчеркивает важность индивидуального подхода к работе с каждым ребенком и учет их особенностей и потребностей. Также отмечается, что сенсорная интеграция должна быть включена в комплексную программу реабилитации и обучения детей с расстройством аутического спектра, так как она способна улучшить адаптивные навыки и повысить эффективность речевого развития.</p> <p>Приведены направления работы на активизацию речевой деятельности с детьми расстройствами аутистического спектра, так же о понятии сенсорной интеграции.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/279 ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАМММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА) 2024-04-09T11:43:14+00:00 Бахишева С.М., Калдыбаева А.Т., Кемешова А.М. a_kemeshova@mail.ru <p>В статье рассматриваются ценностно-ориентированный подход в совершенствовании программ повышения квалификации в условиях инклюзивного образования. Теоретической основой инклюзивного образования являются гуманистическая психология и педагогика, которые объединены в общий подход к проблеме бытия человека – гуманный. В данной работе на основе изучения степени разработанности совершенствования содержания образования в системе повышения квалификации обозначен ценностно-ориентированный подход, как методологическая основа к совершенствованию содержания программ образования педагогов инклюзивного образования. Процесс реализации инклюзивного образования предъявляет высокие требования к педагогу, к его профессиональной компетентности, человеческим качествам. Педагог сегодня помимо сугубо традиционных профессиональных знаний должен иметь современные знания и навыки работы с детьми с особыми образовательными возможностями и их родителями, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры программы курсов повышения квалификации.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/280 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ 2024-04-09T11:55:02+00:00 К.У. .Шайжанова, А.Бейбітқызы dina08254@gmail.com <p>Такие вопросы, как социализация, формирование, развитие детей с расстройством аутистического спектра в разных странах мира, являются актуальными для исследований психологов, философов, социологов. В статье приводятся определения, высказанные учеными мнения к понятию "расстройство спектра аутизма". Так, расстройство аутистического спектра-дети характеризуются нарушением социальной адаптации, отсутствием элементарных коммуникативных навыков. Симптомы аутизма многочисленны, и хотя его симптомы не проявляются четко, они заметны при внешнем наблюдении за ребенком, когда он пытается связаться с ним. Основные симптомы: невнимательность, избегание общения, гиперактивность, последовательность, неустойчивость внимания. В соответствии с темой исследования была рассмотрена мелкая моторика детей с расстройствами аутистического спектра, показаны пути развития, игры.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика» https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/281 СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАВЫКОВ РЕФЛЕКСИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ 2024-04-09T12:46:12+00:00 Маханбетова А.А., Кабдылова Г.Т., Рыскулбекова К.К a_kemeshova@mail.ru <p>В статье отражена способы формирования у учителей навыков рефлексивного мышления и практического применения педагогических подходов в инклюзивном обучении. В том числе подчеркивается рефлексивного мышления в обучении детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования. Рефлексия – это инструмент профессиональной деятельности современного педагога, обеспечивающий его успех, ведь каждый педагог должен адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере, следовательно, он должен обладать навыками самооценки, которые заключаются в понимании себя и окружающего мира и быть готовым к самосовершенствованию. Эффективность выбора педагогических подходов и его адаптации к детям с особыми образовательными потребностями можно определить и измерить с помощью рефлексивых умений и навыков.</p> 2024-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика»