https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/issue/feed Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Специальная педагогика 2025-04-05T08:11:05+00:00 Кемешова А.М. a_kemeshova@mail.ru Open Journal Systems <p>Журнал является научным изданием для публикации основных результатов исследований фундаментального и прикладного характера в области специальной педагогики и инклюзивного образования, обозначенные в нормативных документах как стратегические, а также текущие проблемы и вопросы из области изучения, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в РК и других стран.</p> <p><strong>Тематические направления журнала</strong> </p> <p>Материалы журнала освещают широкий круг проблем в области специальной педагогики и развития инклюзивного образования – научные обзоры, результаты теоретических и практических исследований, приоритетные направления развития отечественной дефектологии. Это педагогические и психологические исследования, направленные на изучение особенностей и выявление возможностей коррекционной помощи самым разным детям – с нарушениями эмоционально волевой сферы, зрения, слуха и речи, интеллекта, с аутизмом, со сложными нарушениями на всех этапах их психического и социального развития. Статьи публикуются по следующим разделам педагогики и проблем образования:</p> <ul> <li>Актуальные вопросы специального и инклюзивного образования</li> <li>Изучение детей с особыми образовательными потребностями.</li> <li>Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.</li> </ul> <p>Учредителем и издателем журнала является НАО «Казахский национальный педагогический университет имени Абая».</p> <p>Журнал зарегистрирован в Министерстве культуры и информации как <strong>«научно-методическое издание по актуальным вопросам специального образования лиц с особыми образовательными потребностями».</strong>Рег. Свидетельство от 8 мая 2009 г, № 10107 Ж</p> <p>Журнал индексируется Казахстанской базой цитирования (КазБЦ) АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» (НЦГНТЭ).</p> <p>Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий <strong>ISSN</strong> <strong>29</strong><strong>60</strong><strong>-</strong><strong>1673</strong></p> <p>Научный журнал выпускается периодичностью - <strong>4 номера в год.</strong></p> https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/391 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 2025-04-04T10:53:15+00:00 А.А. Байтурсынова, Г.М. Коржова, Т.А. Вишневская a_kemeshova@mail.ru <p>Настоящая статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. На сегодняшний день психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями следует рассматривать как качественно новую технологию, которая должна занять первостепенное место в деятельности специальных дошкольных организаций образования. Психолого-педагогическое сопровождение является частью специальных образователь¬ных условий для детей с ограниченными возможностями, реализация которых обеспечивает им доступ к получению качественного образо¬вания.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/392 ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» 2025-04-04T10:57:44+00:00 Ж.И.Сардарова, А.А.Керимкулова araiastanakulovna@mail.ru <p>Развитие навыков ориентировки в пространстве у учащихся начальных классов с задержкой психического развития — это один из факторов, оказывающих значительное влияние на их общий познавательный, социальный и личностный рост. Так как навыки правильного восприятия и ориентировки в пространстве позволяют ребенку определять свое местоположение и уверенно действовать в окружающей среде. Развитие этих навыков особенно важно для детей с задержкой психического развития, так как оно способствует их успехам в учебном процессе, социальных отношениях и повседневной жизни. В статье рассматриваются важность этих навыков, методы их развития и специальные педагогические подходы, применяемые в этой области. Развивая навыки ориентировки в пространстве, ребенок улучшает свое самовосприятие и способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром, что способствует улучшению качества его жизни.</p> 2025-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/393 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 2025-04-04T11:03:38+00:00 Шайжанова К.У., Шайхыслам Н.Е. shaikhnuray@gmail.com <p>Показано, что словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) остается на бытовом уровне, характеризуется неправильным использованием лексических значений, значительными различиями между активным и пассивным словарем и другими особенностями. Недостаточный словарный запас тормозит способность детей устанавливать контакты с окружающей средой, выражать свои мысли и воспринимать информацию.<br>Таким образом, статья способствует более глубокому пониманию особенностей словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и подчеркивает эффективность коррекционно-развивающей работы с использованием различных методов, в особенности мнемотехнику.</p> 2025-03-31T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/394 АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА3-4 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 2025-04-04T11:09:54+00:00 Рсалдинова А.К., Абдрахманова Н.М. Баряева Л. urazova.nargiz@mail.ru <p>В статье рассматриваются методы активизации речевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в возрасте 3-4 лет с применением сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция является одним из ключевых методов коррекционной работы с детьми с РАС, позволяя улучшить их восприятие сенсорных сигналов, что положительно сказывается на развитии речи. Статья содержит описание теоретической базы, примеры упражнений и рекомендаций для специалистов, основанные на современных исследованиях и опыте работы с детьми в Казахстане и за рубежом. Также приведены примеры сенсорных упражнений и их влияние на улучшение речи. Особое внимание уделено организации занятий и адаптации методов к потребностям детей с РАС.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/396 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 2025-04-05T06:54:29+00:00 Байдильдинов Т.Ж., Арыстанбаева А. С aknur-007@mail.ru <p>В данной статье рассматривается проблема формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Количественные представления являются основой когнитивного развития и математического мышления ребенка, однако нарушение речи затрудняет процесс их усвоения. Дети с ОНР испытывают сложности в порядковом счете, понимании количественных соотношений и выполнении математических операций. В связи с этим исследование направлено на оценку и развитие количественных представлений у данной категории детей.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/397 РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 2025-04-05T06:59:12+00:00 К.У. Шайжанова, У.Н. Танирберген a_kemeshova@mail.ru <p>В статье рассматриваются особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с легкими нарушениями интеллекта(ЛНИ). Трудности этих детей в усвоении учебного материала анализируются в связи с недостаточным развитием произвольных мнемических процессов. Для учащихся с ЛНИ характерны особые трудности с памятью, связанные с низкой памятью, ограниченным объемом рабочей памяти и недостаточным формированием стратегий памяти. Приведены эффективные методы и приемы развития произвольной памяти у детей с ЛНИ. Кроме того, представлены результаты констатирующего этапа эксперимента с целью изучения уровня произвольной памяти у учащихся с ЛНИ</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/398 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ 2025-04-05T07:04:23+00:00 Ибатова Г.Б., Қисметова Н.С. nazzz.co.kismet@gmail.com <p>В данной статье рассматриваются особенности формирования навыков построения предложений у детей с общим недоразвитием речи, а также затрагивается вопрос применения средств мнемотехники с целью профилактики трудностей и развития навыков составления предложений у детей дошкольного возраста с ОНР IV уровня. Построение предложений представляет собой сложный психолингвистический процесс, которая требует когнитивных, грамматических, лексических и моторных навыков и занимает важное место в полноценном развитии речи. В статье описаны этапы формирования данных навыков, а также рассматривается роль и значение мнемотехники в развитии речевых умений. Анализируется актуальность использования мнемотехники в современной специальной педагогике.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/399 ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ТРАЕКТОРИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ 1-2 КЛАССОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ АВА-ТЕРАПИИ 2025-04-05T07:12:48+00:00 Аутаева А.Н. , Әбибулла Б. Д a_kemeshova@mail.ru <p>В данной статье рассматривается процесс социализации учащихся 1-2 классов с расстройством аутистического спектра (РАС) на основе персонализированной траектории. Исследуется влияние применения терапии прикладного анализа поведения (ABA) на развитие социальных навыков, коммуникативных способностей и адаптацию детей к школьной среде. В ходе исследования использованы теоретические и эмпирические методы, а также приведены результаты, подтверждающие эффективность ABA-терапии. Сравнение данных констатирующего и формирующего этапов демонстрирует положительное влияние данного подхода.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/400 ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИ ДЛЯ РАБОТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2025-04-05T07:31:17+00:00 А.А.Байтурсынова , А.Д.Гарифуллина aigul.baitursynova.72@gmail.com <p>Профессиональная подготовка специальных педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, сегодня является одной из важнейших проблем.Смена образовательных парадигм, растущая изменчивость образовательной среды, открытость образовательного пространства, сосуществование различных образовательных моделей и технологий - все это коренным образом меняет представление о тех качествах, которые современный педагог должен считать важными. В статье рассмотрены различные способы подготовки специального педагога к работе в инклюзивном образовании. Одним из актуальных вопросов в этой связи является проблема кадрового обеспечения системы образования, оказание психолого – педагогической поддержки субъектам образования и социально-культурная интеграция лиц с особыми образовательными потребностями в современное общество. Согласно руководящим документам Министерства образования и науки, цели современного образования не ограничиваются подготовкой специалистов для той или иной сферы деятельности, важным является развитие личности каждого человека и повышение уровня его профессиональной подготовки. В статье подчеркивается, что начальным и важным этапом подготовки специальных педагогов к осуществлению инклюзии является период психолого-ценностных изменений и уровень профессиональной компетентности ее специалистов.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/401 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНИМАНИЙ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОБЩЕЙ НЕДОРАЗВИТЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ (НАВЫКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО, ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ) 2025-04-05T07:34:32+00:00 Ибатова Г.Б., Нурманова Л.Ж xci_laila@mail.ru <p>Исследуя особенности речи детей с общим недоразвитем речи, такие авторы, как Қ.Қ. Өмірбекова, М.С. Грушевская, Г.Б. Ибатова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие, отметили важность нарушения грамматического компонента в структуре данного расстройства. В связи с постоянным увеличением числа школьников начальных классов с системными нарушениями речи, вопрос развития и коррекции грамматических структур речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. В данной статье рассматриваются особенности грамматических понятий детей начальных классов с общим недоразвитием речи III уровня (2-й класс), в частности, навыков словоизменения – использование окончаний множественного числа и личных форм. В ходе исследования были выявлены значительные трудности в освоении окончаний множественного числа. Эти трудности непосредственно связаны с уровнем развития речи ребенка, его способностью понимать грамматические структуры и недостаточными навыками их правильного применения.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/402 ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНАХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ВО 2 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2025-04-05T07:37:33+00:00 Байдильдинов Т.Ж.,Жұмағұл Н.Н nuraikazhumagul@gmail.com <p>В этой статье освещается математическое развитие учащихся с нарушениями слуха в системах общего развития, а также способы, с помощью которых они могут создавать возможности для обучения, учитывающие специфику учащихся при преподавании математики.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/403 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ 2025-04-05T07:40:40+00:00 Тлеубекова Г.Б. , Даурамбекова А.А. , Ибраимова А.Б batyk2010@mail.ru <p>В данной статье рассматриваются аспекты, составляющие теоретическое обоснование развития речи дошкольников со сложными нарушениями на основе казахских национальных традиций. Авторы считают, что овладение детьми данной категории родной речью, навыками речевого общения может осуществляться только в условиях целенаправленного, специального педагогического воздействия. Речь развивается наглядным, действенным путем, с опорой на базу сенсорных представлений. Раскрывает важность использования способов организации, приобщения к национальным ценностям, пропаганды традиций и обычаев на специальных коррекционных занятиях детей дошкольного возраста со сложными дефектами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Описываются ряд особенностей формирования речевых и языковых навыков в условиях специального обучения, составляющих основу речевой способности детей дошкольного возраста. Предлагаются виды упражнений и игровые модели, рассматривающие пальчиковые упражнения как один из основных способов развития речи.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/405 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2025-04-05T07:47:08+00:00 Кыякбаева У.К.,Джумабаева Г.Б.,Нұржанова Р.У., Садырбекова Г.П. a_kemeshova@mail.ru <p>Инклюзивное образование является логическим продолжением идей доинклюзивного обучения в хронологическом, идеологическом и технологическом плане. Так как основой инклюзивного образования является идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям с особыми образовательными потребностями, в статье рассматривается вопрос инклюзивного образования, предусматривающий полное включение в образовательный процесс с участием среды, семьи в личных запросах и особенностях детей.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/404 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2025-04-05T07:44:09+00:00 К.У. Шайжанова, А.Б. Маханбет aizhanmakhanbet1004@gmail.com <p>В данной статье рассматриваются особенности образной памяти у слабослышащих детей дошкольного возраста. Цель исследования-проанализировать особенности образной памяти у слабослышащих детей дошкольного возраста и выявить различия в их когнитивном развитии. В статье отмечается возрастное развитие образной памяти, тенденции развития памяти у ребенка с нарушением слуха в дошкольном периоде, особенности развития когнитивных процессов. Кроме того, показан теоретический анализ общей памяти. Изучение проблемы памяти у слабослышащих детей играет важную роль в развитии навыков чтения ребенка в будущем, поскольку память является основой когнитивных процессов. Такие исследования позволяют организовать коррекционную работу, необходимую для эффективного поддержания и развития этих процессов.</p> 2025-04-05T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025