https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/issue/feed Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Специальная педагогика 2025-06-24T16:37:21+00:00 Кемешова А.М. a_kemeshova@mail.ru Open Journal Systems <p>Журнал является научным изданием для публикации основных результатов исследований фундаментального и прикладного характера в области специальной педагогики и инклюзивного образования, обозначенные в нормативных документах как стратегические, а также текущие проблемы и вопросы из области изучения, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в РК и других стран.</p> <p><strong>Тематические направления журнала</strong> </p> <p>Материалы журнала освещают широкий круг проблем в области специальной педагогики и развития инклюзивного образования – научные обзоры, результаты теоретических и практических исследований, приоритетные направления развития отечественной дефектологии. Это педагогические и психологические исследования, направленные на изучение особенностей и выявление возможностей коррекционной помощи самым разным детям – с нарушениями эмоционально волевой сферы, зрения, слуха и речи, интеллекта, с аутизмом, со сложными нарушениями на всех этапах их психического и социального развития. Статьи публикуются по следующим разделам педагогики и проблем образования:</p> <ul> <li>Актуальные вопросы специального и инклюзивного образования</li> <li>Изучение детей с особыми образовательными потребностями.</li> <li>Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.</li> </ul> <p>Учредителем и издателем журнала является НАО «Казахский национальный педагогический университет имени Абая».</p> <p>Журнал зарегистрирован в Министерстве культуры и информации как <strong>«научно-методическое издание по актуальным вопросам специального образования лиц с особыми образовательными потребностями».</strong>Рег. Свидетельство от 8 мая 2009 г, № 10107 Ж</p> <p>Журнал индексируется Казахстанской базой цитирования (КазБЦ) АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» (НЦГНТЭ).</p> <p>Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий <strong>ISSN</strong> <strong>29</strong><strong>60</strong><strong>-</strong><strong>1673</strong></p> <p>Научный журнал выпускается периодичностью - <strong>4 номера в год.</strong></p> https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/418 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2025-06-24T15:01:22+00:00 Кемешова А.М., Джумагулова Д.Т., Умарова Ф.М fatima.umarova@gmail.com <p>Настоящая статья посвящена анализу особенностей логопедического сопровождения<br>обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях инклюзивной<br>образовательной среды. В условиях активного внедрения инклюзии в систему общего обра-<br>зования возрастает необходимость адаптации педагогической помощи, в том числе логопе-<br>дической, к индивидуальным потребностям детей с речевыми нарушениями. В статье раскры-<br>ваются ключевые направления и задачи логопедического сопровождения, описываются этапы<br>диагностической и коррекционной работы, подчёркивается важность междисциплинарного<br>взаимодействия специалистов. Отдельное внимание уделено принципам построения индиви-<br>дуального образовательного маршрута и специфике организации логопедических занятий.<br>Рассматриваются методы, средства и формы работы, направленные на развитие речевых,<br>когнитивных и коммуникативных навыков у обучающихся с особыми образовательными<br>потребностями (ООП). Приведён анализ барьеров, с которыми сталкиваются логопеды в<br>инклюзивной практике, а также примеры эффективных решений. Результаты проведённого<br>исследования подчёркивают значимость комплексного подхода и постоянного наблюдения за<br>речевой активностью ребёнка в различных образовательных и бытовых ситуациях. Выводы<br>могут быть полезны специалистам системы образования, реализующим инклюзивные практики</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/419 ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2025-06-24T15:11:22+00:00 Булабаева С.Т., Жаканбаева Б.Б., Болатбек Л.Қ., Сейтқасым А.С. zhakanbaeva@bk.ru <p>В статье рассматривается значимость информационной компетентности родителей в разви-<br>тии детей раннего возраста и возможности развития. Информационная компетентность-способ-<br>ность родителей искать, анализировать и применять на практике качественную и достоверную<br>информацию, касающуюся воспитания и развития ребенка. Для обеспечения полноценного<br>развития ребенка с раннего возраста важно, чтобы родители обладали высокими информацион-<br>ными компетентностьями Поскольку первые годы жизни ребенка являются критическим<br>периодом для его когнитивного, социального и эмоционального развития, родителям необхо-<br>дима правильно выбирать достоверную и научно обоснованную информацию и эффективно ее<br>использовать. Родители с высокой информационной компетентностью могут лучше понимать<br>различные аспекты развития ребенка и принимать правильные решения. В ходе исследования<br>анализируется уровень использования родителями источников информации, навыки анализа<br>информации и особенности ее применения на практике. Кроме того, рассматриваются методы и<br>средства, способствующие повышению информационной компетентности родителей. В статье<br>на основе результатов анкетирования выявляются информационные потребности и трудности, с<br>которыми сталкиваются родители, даются рекомендации по развитию их компетенций. Это<br>исследование помогает родителям эффективно использовать качественную информацию,<br>которая способствует всестороннему развитию ребенка с раннего возраста.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/420 ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 2025-06-24T15:16:03+00:00 Г.Б.Ибатова,Ж.А.Тилеубаева ibatova_igb@mail.ru <p>Речь является важным аспектом социального и психологического развития детей. Правильное<br>речевое развитие дошкольников оказывает большое влияние на то, как они чувствуют себя<br>хорошо в учебе и обществе, а также на приобретение когнитивных и социальных навыков.<br>Однако у некоторых детей может наблюдаться общее недоразвитие речи и недостаточные<br>речевые способности. Эта проблема особенно заметна у детей с общим недоразвитием речи (III<br>уровня), у которых формирование фразовой речи вызывает особые трудности. Общее недо-<br>развитие речи, в том числе несформированность фразовой речи, может вызвать затруднения в<br>процессе обучения детей, а также в общесоциальных отношениях. По этой причине данная<br>статья посвящена изучению особенностей развития фразовой речи детей с общим недораз-<br>витием речи (III уровня )в дошкольном возрасте.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/425 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 2025-06-24T15:56:29+00:00 Шубаева Г.С. , Байдосова Д.К. galiya.shub@gmail.com <p>В статье отмечается, что одной из актуальных проблем педагогики в настоящее время являет-<br>ся поиск эффективных и оптимальных путей повышения знаний и соответствующих навыков<br>учащихся о здравоохранении, его уходе. Это связано с тем, что состояние здоровья молодого<br>поколения из года в год ухудшается.<br>Этот вопрос требует особого внимания, особенно в области коррекционной педагогики,<br>поскольку всем нам известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья не могут<br>самостоятельно познавать составляющие окружающего мира, в том числе ситуации, связанные<br>со здоровьем, и это важная предпосылка приобщения ребенка с ограниченными возможностями<br>знаний и умений к самостоятельной личной жизни.<br>В специальной педагогике проведен ряд работ, изучавших процесс обучения детей с особыми<br>образовательными потребностями охране здоровья. Разработана программа, технология<br>организации работы коррекционно-развивающего обучения в дошкольных образовательных<br>учреждениях, школе по теме здоровья. Раскрыты особенности представлений детей о здоровом<br>образе жизни, разработана технология формирования такого понятия, определена модель<br>взаимоотношений между субъектами воспитательно-образовательного процесса.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/426 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 3–5 ЛЕТ 2025-06-24T16:02:51+00:00 А.Ж.Калыкбаева, А.А. Дарменова mmakhabbat@mail.ru <p>В представленной статье рассматривается проблема развития невербальной коммуникации у<br>дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в возрасте от 3 до 5 лет.<br>Центральными компонентами анализа выступают указательный жест и зрительный контакт –<br>важнейшие элементы раннего социального взаимодействия и основа для становления после-<br>дующих форм общения. Актуальность исследования обусловлена как увеличением числа детей<br>с аутистическими нарушениями в Республике Казахстан, так и отсутствием достаточного<br>количества адаптированных и научно обоснованных коррекционных программ, направленных<br>на развитие невербальных навыков. Особое внимание уделяется возможностям использования<br>прикладного анализа поведения (ПАП) – одного из наиболее эффективных современных<br>подходов, применяемых в практике коррекционной педагогики. Теоретическое обоснование<br>сопровождается обзором зарубежного и отечественного научного материала, раскрывающего<br>специфику формирования указательного жеста и зрительного контакта у детей с РАС, а также<br>их роль в развитии эмоционального контакта, коммуникативной инициативы и социального<br>взаимодействия. В заключение подчеркивается значимость раннего вмешательства и<br>необходимость внедрения индивидуализированных программ, способствующих успешной<br>интеграции детей с РАС в образовательную среду и социум. Данное исследование представляет<br>практическую ценность для специалистов в области специальной и коррекционной педагогики,<br>а также для педагогов, реализующих инклюзивные образовательные подходы</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/427 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НAВЫКОВ СЛОВОТВОРЧЕСТВA У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРAЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) III УРОВНЯ 2025-06-24T16:12:10+00:00 Ибaтовa Г. Б., Жубaтхaн A. Г., Джумабаева Г.Б ibatova_igb@mail.ru <p>В стaтье рaссмaтривaются особенности формировaния нaвыков словотворчествa, их влияние<br>нa речевые и интеллектуaльные возможности. Aнaлизируется рaзвитие нaвыков словотворчествa<br>у детей с общим недорaзвитием речи (ОНР) III уровня. Рaскрывaется роль логопедической под-<br>держки и специaльных коррекционных рaбот, описывaются эффективные методические<br>подходы.<br>Внутренний мир ребенкa, особенности детствa могут стaть ключом к решению многих<br>aктуaльных вопросов в нaшей жизни. Творческий и интеллектуaльный потенциaл ребенкa<br>безгрaничен, однaко используется лишь мaлaя его чaсть. Рaскрытие и реaлизaция этого<br>потенциaлa – чрезвычaйно сложнaя зaдaчa. Цель воспитaния личности ребенкa – формировaние<br>нрaвственно рaзвитой, творчески мыслящей, aктивной и инициaтивной личности.<br>Ученые, тaкие кaк A.М. Шaхнaрович, Н.М. Юрьевa, Е.Е. Крaвцовa, Т.Н. Ушaковa,<br>К.И.Чуковский, К.Д. Ушинский, С.Н. Цейтлин и другие, проводили исследовaния, посвященные<br>детскому словотворчеству. Они отмечaли, что своевременно рaзвитый нaвык словотворчествa в<br>речи ребенкa способствует беспрепятственному рaзвитию его словообрaзовaтельных способ-<br>ностей в дaльнейшем.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/421 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2025-06-24T15:20:23+00:00 Аутаева А.Н. ,Рахимжанова Д. Rakhimzhda02@gmail.com <p>В статье рассматривается значение педагогических технологий как эффективного средства<br>социализации младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Особое<br>внимание уделяется специфике образовательных потребностей детей с РАС, а также необходи-<br>мости создания условий, способствующих развитию их коммуникативных навыков, адаптации в<br>социальной среде и успешному включению в учебно-воспитательный процесс. Описаны совре-<br>менные педагогические технологии, включая игровые, информационно-коммуникационные,<br>интерактивные и арт-терапевтические методы, которые способствуют формированию социаль-<br>ного опыта у детей с аутизмом. На основе анализа теоретических источников и педагогической<br>практики обосновывается необходимость индивидуального подхода и междисциплинарного<br>взаимодействия специалистов в процессе социализации данной категории обучающихся.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/422 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (AR) В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 2025-06-24T15:35:13+00:00 Рсалдинова А.К., Борисова Е.С. e.s.borisovaa@yandex.kz <p>В статье рассматривается потенциал применения технологий дополненной реальности (AR) в<br>системе специального образования для детей с особыми образовательными потребностями<br>(ООП). Проведён анализ теоретических основ и практических преимуществ AR-средств,<br>включая влияние на когнитивное развитие, мотивацию, мелкую моторику и формирование<br>социальных навыков. Особое внимание уделено экспериментальному исследованию, проведён-<br>ному в условиях одной из коррекционных школ города Алматы, в котором приняли участие<br>дети с различными нарушениями развития. В течение восьми недель сравнивались результаты<br>обучения в контрольной (традиционные методы) и экспериментальной (использование AR-<br>приложений) группах. Результаты показали значительное повышение уровня вовлечённости,<br>улучшение когнитивных и моторных навыков, а также позитивные сдвиги в социальном пове-<br>дении у детей из экспериментальной группы. Статья подчёркивает необходимость внедрения<br>AR-технологий в специальное обучение, а также формулирует практические рекомендации для<br>педагогов.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/423 ОСОБЕННОСТИ ЭХОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2025-06-24T15:39:22+00:00 А.Ж.Калыкбаева, Г.А.Даукенова daukenova.gauhar1405@gmail.com <p>Эхолалия представляет собой один из наиболее распространенных речевых паттернов,<br>наблюдаемых у детей с расстройством аутистического спектра (РАС), характеризующийся<br>повторением ранее услышанных слов, фраз или предложений. Данное явление проявляется в<br>различных формах, от немедленной эхолалии, когда дети повторяют высказывания вскоре после<br>их прослушивания, до отсроченной эхолалии, включающей повторение через продолжительные<br>временные интервалы. Современные исследования демонстрируют, что эхолалия выполняет<br>множественные коммуникативные и саморегулятивные функции, а не является просто бес-<br>смысленным повторяющимся поведением. Дети с РАС используют эхолалию для различных<br>целей, включая попытки коммуникации, эмоциональную регуляцию, когнитивную обработку и<br>облегчение социального взаимодействия. Сложность эхолалических форм поведения значитель-<br>но варьирует среди индивидуумов, под влиянием таких факторов, как когнитивные способ-<br>ности, уровень языкового развития, контексты окружающей среды и подходы к вмешательству.<br>Современные терапевтические вмешательства признают эхолалию как потенциальную ступень к<br>более сложным коммуникативным навыкам, подчеркивая важность понимания ее функциональ-<br>ных аспектов. Подходы к оценке эволюционировали, включая функциональный анализ эхолали-<br>ческих высказываний, изучение их коммуникативной интенции и контекстуальной уместности.<br>Данный комплексный обзор исследует современные теоретические основы, клинические<br>проявления, методологии оценки и стратегии вмешательства для работы с эхолалией у детей с<br>РАС. Результаты показывают, что индивидуализированные подходы, учитывающие профиль<br>развития ребенка, факторы окружающей среды и специфические эхолалические паттерны, дают<br>наиболее эффективные результаты в развитии коммуникативной компетентности и снижении<br>неадаптивного повторяющегося речевого поведения.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/424 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ IV УРОВНЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2025-06-24T15:51:54+00:00 Ибатова Г.Б., Сатархан Қ.Ә. sattarkhan2002@inbox.ru <p>Исследуя особенности речи детей с общим недоразвитием речи, такие авторы, как<br>Қ.Қ.Өмірбекова, Г.Б. Ибатова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие, подчеркивают<br>важность формирования звуково-слоговой структуры слова в период нарушения речи. В статье<br>рассматриваются вопросы развития детской речи, в частности, формирование звуково-слоговой<br>структуры слова. Анализируются особенности языкового развития и социальной адаптации<br>детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Приводится информация о процессе формирования<br>речевых навыков у детей и развитии мозговых структур с раннего возраста. В статье особое<br>внимание уделяется трудностям овладения звуково-слоговой структурой речи детьми с нару-<br>шениями речи и значению коррекционной работы. Через исследования ученых и логопе-<br>дические методики объясняются основные этапы развития звуково-слоговой структуры речи и<br>их влияние. Правильное развитие речи является важным аспектом, влияющим на когнитивное,<br>социальное и эмоциональное развитие ребенка.</p> 2025-06-24T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025