https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/issue/feedВестник КазНПУ имени Абая. Серия: Специальная педагогика2024-10-14T11:32:29+00:00Кемешова А.М.a_kemeshova@mail.ruOpen Journal Systems<p>Журнал является научным изданием для публикации основных результатов исследований фундаментального и прикладного характера в области специальной педагогики и инклюзивного образования, обозначенные в нормативных документах как стратегические, а также текущие проблемы и вопросы из области изучения, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в РК и других стран.</p> <p><strong>Тематические направления журнала</strong> </p> <p>Материалы журнала освещают широкий круг проблем в области специальной педагогики и развития инклюзивного образования – научные обзоры, результаты теоретических и практических исследований, приоритетные направления развития отечественной дефектологии. Это педагогические и психологические исследования, направленные на изучение особенностей и выявление возможностей коррекционной помощи самым разным детям – с нарушениями эмоционально волевой сферы, зрения, слуха и речи, интеллекта, с аутизмом, со сложными нарушениями на всех этапах их психического и социального развития. Статьи публикуются по следующим разделам педагогики и проблем образования:</p> <ul> <li>Актуальные вопросы специального и инклюзивного образования</li> <li>Изучение детей с особыми образовательными потребностями.</li> <li>Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.</li> </ul> <p>Учредителем и издателем журнала является НАО «Казахский национальный педагогический университет имени Абая».</p> <p>Журнал зарегистрирован в Министерстве культуры и информации как <strong>«научно-методическое издание по актуальным вопросам специального образования лиц с особыми образовательными потребностями».</strong>Рег. Свидетельство от 8 мая 2009 г, № 10107 Ж</p> <p>Журнал индексируется Казахстанской базой цитирования (КазБЦ) АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» (НЦГНТЭ).</p> <p>Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий <strong>ISSN</strong> <strong>29</strong><strong>60</strong><strong>-</strong><strong>1673</strong></p> <p>Научный журнал выпускается периодичностью - <strong>4 номера в год.</strong></p>https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/316Анализ пилотного тестирования индивидауальной программы развития для детей с ограниченными возможностями в детских садах2024-10-14T10:37:45+00:00Баймуратова А.Т., Самиева Г.Б.baimurat_alua@mail.ru<p><em>В статье представлен анализ пилотного тестирования индивидуальных программ развития (ИПР) для детей с ограниченными возможностями, проведенного в детских садах г.Алматы. Цель исследования заключалась в улучшении методических подходов к заполнению и ведению ИПР, что позволит более точно учитывать особые образовательные потребности каждого ребенка и создавать оптимальные условия для его развития. В ходе анализа авторами были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги и специалисты при заполнении ИПР, включая проблемы с интерпретацией и координацией данных. Авторы также сравнивают записи в ИПР в общеобразовательных и специальных (коррекционных) детских садах, подчеркивая различия в адаптивности и гибкости программ. В результате им были предложены конкретные шаги для улучшения методических подходов к заполнению ИПР и повышения эффективности ее использования в воспитательно-образовательном процессе.</em></p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/317СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ 2024-10-14T10:45:54+00:00Аутаева А.Н., Байдаулетова А.baidauletova.aigerim@mail.ru<p>В данной статье рассматривается проблема социального поведения детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного обучения. Инклюзивное образование, предполагающее совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и их типично развивающихся сверстников, способствует развитию социальных и коммуникативных навыков у детей с РАС. Основная цель исследования заключается в анализе особенностей социального поведения детей с РАС в инклюзивной среде и выявлении эффективных методов поддержки для их успешной социализации и адаптации в коллективе.<br>В статье подчеркивается важность структурированных методов поддержки, таких как сенсорная интеграция, визуальные подсказки и ролевые игры, которые способствуют социализации детей с РАС. Также обсуждается роль воспитателей в создании комфортной и предсказуемой образовательной среды, необходимой для успешной адаптации. Основные результаты показывают, что адаптация детей с РАС в инклюзивной среде требует индивидуального подхода и гибкой системы поддержки, учитывающей сенсорные и коммуникативные особенности каждого ребенка.<br>Научная и практическая значимость работы заключается в обосновании важности инклюзии и предоставлении рекомендаций по адаптации образовательных программ для детей с РАС. Вклад данного исследования состоит в разработке подходов, способствующих улучшению социального взаимодействия и уменьшению уровня стресса у детей с РАС в образовательной среде.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/318ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ2024-10-14T10:51:43+00:00А.А.Байтурсынова, Н.А.Баянnazymbayan.2000@gmail.com<p>В статье содержится информация об основных проблемах и семейных отношениях, возникающих в семьях с детьми с особыми образовательными потребностями. Семья играет очень важную роль в жизни ребенка с особыми потребностями, и в этой статье мы объяснили ее важность с разных точек зрения. Семья является основой эмоционального, социального и физического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Поддержка семьи, любовь и внимание помогают ребенку преодолеть трудности и максимально раскрыть свой потенциал. Семейная поддержка детей с особыми потребностями является ключевым аспектом их благополучия и успешного развития. Он включает в себя широкий спектр мероприятий и методов, помогающих самому ребенку и его близким.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/323ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 2024-10-14T11:19:29+00:00А.А.Байтурсынова, А.А.Тұрсынбаеваaruzhantursynbaeva@gmail.com<p>Мақала инклюзивті білім беру жағдайында мүмкіндігі шектеулі мектеп жасына дейінгі балаларда эмпатияны қалыптастырудағы ойынның рөлін зерттеуге арналған. Мүмкіндігі шектеулі балаларда эмпатияны дамытудың теориялық негіздері, оны қалыптастыруға ықпал ететін ойын тәжірибелерінің түрлері және оларды қолдану бойынша әдістемелік ұсыныстар қарастырылады. Рөлдік ойындарға, шығармашылық ойындарға және эмоцияларды тану, өз сезімдерін білдіру және басқалардың эмоционалдық күйлерін ескеру қабілеттерін дамытуға ықпал ететін ережелермен ойындарға ерекше назар аударылады. Ойын әрекеті арқылы эмпатияны дамыту процесінде мұғалім мен ата-ананың рөлі де талданады. Инклюзивті білім беру ортасында ойындарды мақсатты пайдалану мүмкіндігі шектеулі балалардың әлеуметтік интеграциясы мен эмоционалды дамуына айтарлықтай ықпал ететіні анықталды.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/324РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО УЧАСТИЯ2024-10-14T11:23:34+00:00Рсалдинова А.К.,Борисова Е.С., Мирзахмедова У.С.e.s.borisovaa@yandex.kz<p>Данная статья посвящена проблеме развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня под воздействием родительского участия. В статье рассматривается влияние родительского участия на развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Обосновано, что вовлечение родителей в процесс обучения и общения с детьми способствует значительному улучшению их речевых навыков. Описаны методические подходы и практические рекомендации по взаимодействию родителей с детьми, направленные на стимулирование речевой активности. Приведены результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность родительского участия в коррекционно-развивающих занятиях. Статья подчеркивает важность совместной работы специалистов и родителей для достижения оптимальных результатов в развитии речи у детей с особенностями. Исследуется влияние различных методов взаимодействия родителей с детьми на формирование и расширение словарного запаса. Результаты показывают, что активное вовлечение родителей в процесс обучения способствует значительному улучшению речевых навыков у детей, что имеет важное значение для их дальнейшего развития и социализации. Разработаны рекомендации для родителей и специалистов по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/325ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2024-10-14T11:28:16+00:00К.У.Шайжанова,Н. Қ.Хамалnuraihamal@mail.ru<p>Статья рассматривает важность ролевой игры для развития слабовидящих детей и создание игровой среды. Анализируется особенности восприятия окружающего мира слабовидящими детьми, а также возможность адаптации ролевых игр к данной категории пользователей. Играя в разные роли, дети улучшают свои социальные навыки, развивают вооброжение и креативность, а так же повышает самооценку. Для слабовидящих детей ролевая игра может стать особенно ценным инструментом, помогающим им лучше понимать социальные ситуации, улучшать коммуникацию и развивать свои навыки взаимодействия с окружающим миром. В этой статье обсуждается примеры успешного использования ролевой игры в работе с слабовидящими детьми. Статья будет полезно специалистам в области инклюзивных практики, а так же создателям игрового контента, заинтересованным в создании доступных решений для детей с особенными образовательными потребностями.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/319ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКИ ПЕРЕЛОМА КОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ FRAX КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА2024-10-14T10:57:08+00:00Хасенова Г., Өтебаева А.С., Байдосова Д.К.a_kemeshova@mail.ru<p>Прогнозирование и оценки перелома костей с помощью FRAX компьютерной диагностики среди преподавателей ВУЗа.<br>В статье проведено анкетирование преподавателей вузов, определен индекс массы тела, а также определена оценка и прогнозирование переломов костей с помощью компьютерной диагностики FRAX. Полученные результаты выявили, что уровень знаний педагогов о здоровом питании низкий, масса тела недостаточная и избыточная, физическая активность низкая. Оценка и прогнозирование переломов Доказано, что компьютерная диагностика FRAX позволяет получить информацию на ближайшие 10 лет.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/320ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА2024-10-14T11:05:02+00:00Сабденова Б.А..,Султан А.Рzarina.nurakhmet@bk.ru<p>Статья посвящена проблемам формирования медиаграмотности у детей с нарушением слуха, что является важной темой в контексте современного информационного общества. В условиях стремительного роста объемов информации и разнообразия медиаформатов медиаобразование становится необходимым для всех детей, однако дети с нарушениями слуха сталкиваются с особыми трудностями в этом процессе.<br>В работе рассматриваются ключевые аспекты, которые влияют на развитие медиаграмотности у данной категории детей. Основные трудности связаны с ограниченным доступом к аудиовизуальной информации, недостатком адаптированных ресурсов и отсутствием специальной подготовки педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха. Также акцентируется внимание на проблемах восприятия и интерпретации медийного контента, что может затруднить критическое осмысление информации и формирование активной позиции в медиапейзаже. Анализируются существующие методические подходы и стратегии, направленные на преодоление этих трудностей. Обсуждаются возможности использования визуальных, интерактивных и мультимедийных технологий, которые могут улучшить доступ к информации и способствовать развитию необходимых навыков. Особое внимание уделяется важности сотрудничества между педагогами, родителями и специалистами для создания инклюзивной образовательной среды.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/321ТРУДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ УЧАЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКАХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ2024-10-14T11:10:43+00:00Байдильдинов Т.Ж., Нұрахмет З.Н. zarina.nurakhmet@bk.ru<p>В статье рассматриваются трудности и особенности, с которыми сталкиваются учащиеся с нарушениями слуха в начальной школе при освоении вычислительных навыков на уроках математики. Анализируются основные проблемы, такие как восприятие устной информации, коммуникация с одноклассниками и учителями, а также необходимость использования визуальных и интерактивных методов обучения. Также обсуждаются возможные подходы для создания инклюзивной образовательной среды, которая поможет повысить уровень математической грамотности и мотивацию этих учащихся. Статья нацелена на педагогов и родителей, стремящихся улучшить образовательные условия для детей с нарушениями слуха.</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://bulletin-special-pedagogy-kaznpu.kz/index.php/home/article/view/322ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ 2-Х КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА2024-10-14T11:15:00+00:00З.Н.Бекбаева, Н.Д.Султанбековаsultanbekova.nazerke2404@gmail.com<p>В данной статье рассматриваются особенности развития навыков понимания прочитанного у учащихся 2-х классов с нарушением слуха. Нарушение слуха влияет на когнитивные, речевые и учебные процессы детей. Результаты исследования показывают, что развитие навыков чтения у студентов с нарушением слуха требует специальных методов и коррекционной работы. Изучена возможность повышения эффективности обучения за счет использования аудиовизуальных и наглядно-визуальных методов.<br>В статье рассматриваются теоретические основы метода, его преимущества и возможности адаптации к индивидуальным потребностям учащихся с особыми образовательными потребностями. Также анализируются социальные и когнитивные аспекты использования метода и его роль в повышении уверенности студентов в себе. Результаты исследования подтверждают значимость навыков понимания прочитанного в специальной педагогике и его значение для всестороннего развития детей с особыми образовательными потребностями</p>2024-10-01T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024